Последние вакансии
 1. Торговий представник, агент, менеджер з продажу
 2. Оператор ПК, бухгалтер 1С, офіс-менеджер обліку товару
 3. Водій-експедитор
 4. Вантажник-комплектувальник, комірник, робітник складу
 5. Водитель БеЛАЗа

Последние резюме
 1. Продажи - Руководитель отдела продаж
 2. Логистика/поставки - Водитель (шофер грузовика)
 3. Логистика/поставки - Менеджер/руководитель склада
 4. Информационные технологии/Software/Интернет/Базы данных - Веб-программист
 5. Юридическая поддержка/безопасность - Руководитель службы безопасности


 Все тематики  Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)

Болеть или богатеть? (29/01/2006)

Опыт решения проблем с больничными и пропусками работы в разных странах
В этом году несколько крупных западных корпораций ввели новые внутренние правила для борьбы с прогулами сотрудников. Некоторые из этих инициатив не могли не попасть на первые полосы газет. Например, компания British Airways пообещала премию в 1000 фунтов стерлингов сотрудникам, сумма пропусков работы которыми за последующие два года составит не более 16 дней. Королевская почта Великобритании (Royal Mail) проводит среди работников, не пропустивших в течение полугода ни одного дня, розыгрыш автомобилей. А розничная сеть Tesco решила вовсе отказаться от оплаты первых трех дней больничного.

Тем не менее, наблюдатели полагают, что подобные нововведения хороши только для привлечения к компании внимания общественности. По большому счету их инициаторы поступают недальновидно, поскольку предложенные меры в первую очередь направлены против тех, кто действительно болен. Эксперты призывают желающих предпринять аналогичные шаги начать с разработки структурного подхода к проблеме, где меры поощрения и наказания станут лишь одним из средств управления отсутствием на рабочем месте, а центральное место в общей стратегии будет отведено охране здоровья сотрудников. По мнению Стивена Бивана (Stephen Bevan), директора исследовательского центра The Work Foundation, работодателям следует научиться видеть проблему во всех ее аспектах. «Слишком многие склонны рассматривать пропуски сотрудниками работы как причину, а не симптом недостаточно сильной корпоративной культуры. Однако зачастую всему виной слишком длинный рабочий день, неэффективный стиль управления или сложности в общении и налаживании командного взаимодействия», – утверждает он.

Сколько стоит больничный

По данным Конфедерации британских производителей (CBI), пропуски работы по болезни обходятся бизнесу этой страны в 11 млрд. фунтов стерлингов ежегодно. В среднем потери компаний по причине отсуствия персонала на рабочем месте выросли за 2003 год на 3,7%, и составили в 2004 году, по данным Института развития персонала CIPD, 588 фунтов болезней сотрудников организации терпят серьезные убытки.
В конце прошлого года правительство Великобритании, всерьез обеспокоенное проблемой пропусков работы, опубликовало документ под названием «Выбираем здоровье: Как облегчить принятие решений», а Комитет по охране труда (Health & Safety Executive, HSE) выпустил руководство для руководителей, в котором изложил стандарты по охране здоровья персонала и управлению стрессом. Эти документы призваны воодушевить менеджеров на пропаганду здорового образа жизни, а болеющих сотрудников – на скорейшее возвращение на рабочее место.
«Работодателям обязательно нужно знать, по какой причине сотрудник отсутствует на работе. Мониторинг этого должен быть заложен в организационной структуре компании, – утверждает Том Мелиш (Tom Mellish), представитель Конгресса профсоюзов Великобритании (TUC). – Нужно помнить, что людям может потребоваться дополнительное время для ухода за детьми или престарелыми родственниками и для решения других личных проблем. В этом случае обязанности работника может временно взять на себя его коллега».
Хотя понимающим отношением работодателя иногда пользуются не самые добросовестные работники, по мнению экспертов, в большинстве случаев люди не выходят на работу по серьезным причинам. В 2004 году Конгресс профсоюзов провел исследование, в ходе которого выяснилось, что 42% сотрудников стремятся выйти на работу даже тогда, когда чувствуют себя очень плохо. Основная причина этого – нежелание подвести сослуживцев.
По данным CIPD, в среднем сотрудники пропускают по болезни 9,1 дней в год, что составляет 4% от их общего рабочего времени. В 2005 году количество пропусков сотрудниками работы по болезни в Великобритании было зафиксировано на рекордно низком с 2000 года уровне.

Программы борьбы с пропусками работы British Airways и Tesco

Ежегодно из-за отсутствия сотрудников на рабочем месте авиакомпания British Airways теряет около 60 млн фунтов стерлингов. В среднем сотрудники авиалиний болеют 17 дней в год. Этот показатель намного выше среднего по стране.
Предлагаемая British Airways премия в 1000 фунтов – это всего лишь один компонент масштабной программы по мониторингу рабочего времени, призванной уменьшить среднее число пропусков работы до 10 дней на человека в год.
Первым шагом программы стало объединение 20 существующих документов, касающихся больничных, в один. Этим руководство компании показало свою беспристрастность в отношении разных категорий работников. Во всех подразделениях компании были введены новые правила, согласно которым вернувшиеся на работу сотрудники беседуют с менеджером и заполняют специальную декларацию, указывая в ней причины своего отсутствия.
«Особый акцент был сделан на желании помочь сотрудникам, а вовсе не наказать их, – поясняет представитель отдела охраны труда British Airways Джуди Кук (Judy Cook). – Теперь мы более тщательно отслеживаем все пропуски работы, что помогает нам оказывать поддержку нуждающимся в ней сотрудникам в большем объеме, чем раньше. К тому же теперь мы четко разделяем болезнь самого сотрудника и пропуски, связанные, к примеру, с уходом за ребенком».
Совместно со страховой компанией QBE в British Airways также была запущена долгосрочная программа реабилитации Employee Care Scheme. Благодаря ей сотрудники, получившие на рабочем месте травмы, могут воспользоваться помощью по постепенному возвращению к профессиональной деятельности. В каждом отдельном случае назначается ответственное лицо (case manager) – чаще всего линейный руководитель или HR-специалист – координирующий работу всех вовлеченных в реабилитационный процесс сотрудников, число которых может доходить до тридцати. В планах компании – расширение программы и включение в нее тех работников, чьи травмы не связаны с профессиональной деятельностью.
По данным исследований CIPD, более трети сотрудников при необходимости взять длительный больничный обращаются за консультацией в отдел охраны труда. Около 60% респондентов считают работу этого подразделения весьма эффективной. В целом же, доля длительных пропусков работы по болезни составляет не более 5%.
«Многие компании добились значительного уменьшения числа кратковременных пропусков работы за счет проведения обязательных собеседований после выхода на работу и специальных тренингов для линейных менеджеров, а также совершенствования процесса обмена информацией в компании », – объясняет Стивен Биван.
Инициативы British Airlines, продолжает он, могут быть весьма эффективны в борьбе с кратковременными пропусками работы, но в случае долгосрочных больничных они не работают. Они не раз подверглись жесткой критике в средствах массовой информации, которые обвиняли компанию в несправедливом отношении к болеющим сотрудникам.
Впрочем, критике подверглись и аналогичные начинания другой компании – Tesco. В ней были введены новые льготы, призванные способствовать пропаганде здорового образа жизни. Так, проработавшим без пропусков в течение 26 недель сотрудникам предлагались оплаченные чеки на покупки в ряде розничных сетях, а также три дополнительных дня к отпуску. Пока что реакция самих сотрудников Tesco на эту инициативу положительная, но об успешности нововведений можно будет говорить только по прошествии некоторого времени.
Специалисты считают, что залог любого успешного проекта по управлению отсутствием персонала заключается в предупреждении стрессов на рабочем месте. По данным опросов CIPD, именно стресс является на сегодняшний день главной причиной пропуска работы. Причем число сотрудников, испытывающих его, растет с каждым годом.

Что же делать

Три четверти организаций предпринимают для борьбы с отсутствием персонала определенные действия. Среди самых распространенных методов: предоставление возможности работы по гибкому графику (66% респондентов), оценка уровня риска и стресса (более 50%), специальные тренинги для менеджеров и рядового персонала (55%). Половина работодателей используют анкетирование персонала и привлекают к решению проблемы сотрудников отдела охраны труда.
По мнению Бена Уилмотта (Ben Willmott), консультанта по вопросам трудовых отношений, сбор и анализ данных по отсутствию сотрудников на работе, а также их сравнение с данными других организаций из той же отрасли поможет понять корень проблемы. «Причинами частых пропусков работы быть условия труда, стиль руководства менеджера или недостаток знаний и навыков», – поясняет он.

Опыт NHS Trust

Чтобы уменьшить число пропусков работы, руководство британской сети больниц NHS Trust ввело специальную программу поддержки персонала. Ее главная цель – помочь работникам решить проблему до того, как она превратится в причину отсутствия на рабочем месте. «Мы предлагаем персоналу разнообразные услуги, от поиска адвоката до консультаций по решению семейных проблем», – рассказывает руководитель программы Саймон Хилл (Simon Hill). Каждый из 6500 сотрудников NHS Trust может в любое время дня и ночи позвонить по телефону горячей линии и получить информацию по интересующим его вопросам. Консультации могут быть связаны с законодательством, финансами, с проблемами в семье или с уходом за детьми. Программа, которой пользуются 4,5% сотрудников, работает, по мнению Хилла, весьма успешно: «Большинство инициатив по борьбе со стрессом обычно направлено на устранение уже существующих проблем. Мы же предотвращаем их появление», – подытоживает он.

(МОЖНО И НУЖНО ОТДЕЛЬНО)
Советы экспертов CIPD
•Работайте в тесном взаимодействии с линейными менеджерами и отделом по охране труда и здоровья
•Совместно с линейными менеджерами разрабатывайте программы по пропаганде здорового образа жизни
•Периодически оценивайте факторы профессиональных рисков как потенциальной причины пропусков работы
•Проводите мониторинг посещаемости, который поможет выявить многие организационные проблемы
•Выполните сравнительный анализ собранных данных по отношению к другим компаниям
•Оцените уровень стресса и при необходимости предложите сотрудникам воспользоваться услугами корпоративного консультанта или психолога
•Старайтесь проводить собеседования с сотрудниками, вернувшимися после болезни, как можно раньше. Это позволит обозначить имеющиеся проблемы на раннем этапе
•Убедитесь, что сотрудники с ограниченными возможностями могут вернуться к работе как можно раньше
•Программы реабилитации должны охватывать максимальное число сотрудников. В каждом случае назначайте ответственного за их проведение

По материалам Personnel Today
Журнал «Кадровый менеджмент», октябрь 2005 № 7 (29)
Автор: Рягузов Антон
Другие статьи по данной тематике:
1. Конференция «Поиск будущего» - разрабатываем стратегию всей компанией
2. Методы проведения больших групп для Создания Будущего
3. Как провести опрос сотрудников компании
Все статьи по теме Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)
 Все тематики  Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)
Работа в Украине с POSADA.com.ua
Вакансии. Работа в Киеве, в Харькове, в Донецке, в Одессе, в Днепропетровске, во Львове

Рекрутинговые
сайты




{aaa1}


19/03/2017: Санкции против российских банков
28/02/2017: Компания SpaceX анонсировала туристический полет вокруг Луны
27/02/2017: Представлена новая Nokia 3310
27/02/2017: Apple, Microsoft и PayPal объединились в борьбе с Трампом
24/02/2017: NASA обнаружили 7 планет, похожих на землю
другие новости...

{aaa2}