Последние вакансии
 1. Торговий представник, агент, менеджер з продажу
 2. Оператор ПК, бухгалтер 1С, офіс-менеджер обліку товару
 3. Водій-експедитор
 4. Вантажник-комплектувальник, комірник, робітник складу
 5. Водитель БеЛАЗа

Последние резюме
 1. Продажи - Руководитель отдела продаж
 2. Логистика/поставки - Водитель (шофер грузовика)
 3. Логистика/поставки - Менеджер/руководитель склада
 4. Информационные технологии/Software/Интернет/Базы данных - Веб-программист
 5. Юридическая поддержка/безопасность - Руководитель службы безопасности


 Все тематики  Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)

Юзабилити для рекрутера (08/04/2006)

Удобство использования некоторых украинских работных сайтов
В предыдущих номерах HRD неоднократно поднималась тема интернет-рекрутинга. Эта тема становится с каждым годом все более важной. По прогнозам аналитиков к 2012 году в Украине пользователями Интернета станут 15% домохозяйств. Как правило, это самая квалифицированная и мотивированная часть населения. Поэтому Интернет так интересен рекрутерам.

Я хочу рассказать о своем исследовании сайтов Интернет рекрутинга, основанном на личном опыте. Украинские рекрутеры активно используют сайты для размещения вакансий уже более 5 лет (Rabota.com.ua функционирует с ноября 2000 года). Но никто еще не рассматривал то, насколько удобно для рекрутера использование того или иного сайта. Я попытаюсь проанализировать удобство использования некоторых украинских сайтов в Интернете. Говоря словами программистов их юзабалити (от английского слова use-использовать).

Ни для кого не станет открытием, что большинство Интернет сайтов связанных с работой ориентированы на привлечение массового потока соискателей при помощи размещения вакансий. К ним сайты, возглавляющие рейтинги по посещаемости. Среди них - Rabota.com.ua, Ajob.com, Rabotaplus.com.ua и другие. На эти сайты в день заходит по несколько тысяч пользователей, абсолютное большинство которых являются соискателями.

Еще 3 года назад Rabota.com.ua была самым лучшим и самым эффективным для рекрутера сайтом. Это был мой самый любимый сайт. На каждую размещенную вакансию вы получали отклик в размере до 100 резюме. Обычно я старалась разместить горячие вакансии перед выходными. К понедельнику можно было собирать урожай. И до конца недели можно было спокойно закрыть вакансии, связанные с продажами, логистикой или IT.

С той поры утекло много воды. Все поменялось. Вы можете сами провести эксперимент. Создайте новую вакансию, сохраните ее и посмотрите, на каком месте она окажется сразу после ее размещения. Если вы разместили вакансию в 10 часов вечера, то вам повезло. Вакансия окажется на 30-м месте и ее кто-то из соискателей успеет разглядеть. Если же вы привыкли размещать вакансии в рабочее время, то ищите свою вакансию ближе к концу первой сотни. Я напомню, что речь идет о местоположении вакансии сразу после размещения. Что же происходит с ней через 10 минут, через полчаса, через сутки? Она просто теряется.

Конечно, на сайте есть функция поиска вакансий. И при желании вы сможете, наконец, отыскать нужную вам вакансию. Но практика показывает, что большинство соискателей не готовы тратить по 30-50 минут каждый день, чтобы выуживать нужные им вакансии. Как правило, потенциальные кандидаты на ваши вакансии просматривают интернет-сайты на работе, стараясь не привлекать к этому внимания. Поэтому в их поле зрения оказываются только вакансии на двух трех первых страницах. То есть, размещенные в течение последних 15 минут.

Некоторые из наших коллег пытаются решить эту проблему, постоянно в течение дня, обновляя вакансии. Для них и других сотрудников отделов персонала обновление вакансий на сайтах становится рутинной ежедневной обязанностью. Но это лишь усугубляет проблему, потому что вакансий становится все больше, а хороших резюме в виде отклика – все меньше.

Еще совсем недавно, год назад очень хорошо работала услуга Rabota.com.ua под названием «Вакансии ведущих компаний». Логотип вашей компании был виден на титульной странице сайта, а ваши вакансии специальная программа сайта периодически выносила на самый верх перечня вакансий. Эффективность этой услуги была видна по значительному увеличению количества резюме.

Если ваша компания остро нуждалась в персонале, то эта услуга очень помогала. Но сейчас она уже не дает прежнего весомого результата. Перечень ведущих компаний стал очень объемным, поэтому логотип вашей компания не всегда появляется на титульной странице. Ваши вакансии в общем списке вакансий хоть и поднимаются периодически вверх, но это не дает прежнего ощутимого отклика в виде потока резюме.

По моим наблюдениям такая же ситуация наблюдается на AJOB.com.ua, Rabotaplus.com.ua, RABOTA2000.com.ua и других сайтах. Отсюда вывод. Даже если на сайт заходит 5000 соискателей в день, вашу вакансию смогут увидеть всего 50 человек, из которых только 5 соискателей ей заинтересуются и отправят резюме. Сколько человек из их эти пяти соискателей окажутся подходящими кандидатами для первого интервью? Может быть, что и ни одного. Случается, что релевантные резюме просто не приходят.

Таким образом, налицо интернет-парадокс. Чем больше вакансий на сайте, тем меньше хороших резюме у рекрутера.
Как же его преодолеть простому украинскому рекрутеру, заваленному вакансиями?

Решить эту проблему пытаются рекрутинговые интернет-сайты нового поколения. Пока они уступают в рейтингах посещаемости старым сайтам. Но судя по опыту наших российских коллег, это всего лишь вопрос времени. Через год-два ситуация изменится. Прежде чем мы рассмотрим сравнительные характеристики украинских интернет-сайтов этой категории, будет нелишним определить, в чем же состоит удобство пользования сайтом непосредственно для рекрутера.

Итак, что же важно для рекрутера при работе с сайтом, на котором размещаются вакансии и резюме?

Я выделю несколько факторов, которые, по моему мнению, являются самыми важными.

Максимальное соответствие классификатора должностей сайта тому перечню позиций, с которым вам приходится иметь дело в повседневной работе. Если вы ищете Account Manager’а, то на сайте должна быть рубрика с таким же названием. Чтобы вам не приходилось ломать голову поместить его в раздел Реклама/Маркетинг или в Продажи, или в Торговые представители/Супервайзеры/Мерчендайзеры.

С тех пор как появились многие из интернет-сайтов, мир украинского бизнеса существенно усложнился. В нем появились новые отрасли, новые позиции, перечень вакансий стал более структурированным. Пять лет назад многие вещи трудно было предвидеть. Наверное, именно поэтому на сайте Ajob.com нет раздела вакансий, связанных с огромной отраслью, со строительством. И, наверное, поэтому на некоторых искренне уважаемых мною сайтах есть странные для рекрутерского глаза названия разделов вакансий. Вроде «Рабочие, прорабы, механики, сборщики», «Курьеры, промоутеры» (на Rabota.com.ua) или «Красота, фитнес, спорт, туризм» (на Rabotaplus.com.ua). Вопрос о том, насколько логичны и уместны такие сочетания должностей, предпочитаю оставить открытым.

Мне кажется важным и удобным для рекрутера, чтобы сайт отражал сложившиеся на рынке реалии структуризации должностей. Именно на рынке, а не в государственном Классификаторы профессий. Наверное, еще ни одно поколение рекрутеров будет находить для себя что-то новое, открывая эту необыкновенную книгу, и обнаруживая там такие дефицитные для народного хозяйства профессии как Крупянщик, Калькулятор, Таксировщик, Пастижер, Вздымщик, Пескослепщик и Гадалка.

Повторюсь еще раз, я считаю, что если на рекрутинговом сайте есть классификатор должностей, отражающий современные вакансии бизнеса, то рекрутеру будет легче размещать свои вакансии, а соискателю – проще их находить. Рекрутеру не придется по 10 раз в день обновлять свои вакансии, чтобы они остались замеченными. А соискателю не надо будет перелистывать 20-30 страниц текста с вакансиями, чтобы найти то, что ему интересно.

Возможность для рекрутера самому добавлять, редактировать, изменять, убирать вакансии. Для этой цели на рекрутинговых сайтах существует функция Блокнот, Портфель, Кабинет или Учетная запись. Эта функция позволяет рекрутеру быстро получить доступ к своим вакансиям и произвести над ними необходимые манипуляции. По разным причинам рекрутеру часто приходится добавлять, убирать вакансии, изменять их содержание. Поэтому доступ к тексту вакансии должен быть открытым. Если вам для изменения вакансии нужен посредник в лице модератора сайта, то это не всегда удобно.

Если вы используете «Вакансии ведущих компаний» на сайте Rabota.com.ua, то вы не сможете самостоятельно разместить и изменить вакансии. Для этого вам понадобится побеспокоить модератора, отправить ему электронное письмо, позвонить, проконтролировать, как вакансия будет выглядеть на сайте. В случае ее неудовлетворительного вида опять написать письмо и перезвонить. Те же действия надо будет произвести, если понадобится правка вакансии. И все это отбирает драгоценное рекрутерское время.

Отсутствие спама среди вакансий. Сетевой маркетинг бессмертен! Его активные представители как могут эксплуатируют возможности рекрутинговых сайтов. Их объявления обычно переполняют такие разделы вакансий как «Руководители/Топ-Менеджеры», «Менеджеры по персоналу», «Персонал офиса». Чаще всего это просто информационный мусор.

Возможно, читатели не разделяют мое мнение, но я думаю, что объявление о вакансии Генерального директора в крупной серьезной компании будет выглядеть смешно и наивно среди обещаний быстрого заработка: за 2 дня, без образования и опыта работы, для активных и энергичных бизнес-леди. Кроме того, это вредит имиджу компании, для которой работает рекрутер, поскольку компания ставит себя в один ряд с сомнительными компаниями.

Наличие дополнительных информационных материалов на сайте. Это могут быть статьи, новости, справочные материалы, обмен мнениями. У рекрутера должна быть возможность почитать что-то интересное, найти нужную сопутствующую информацию. К сожалению, у менеджера по персоналу (рекрутера) не всегда много времени, чтобы свободно перемещаться по Сети. Поэтому неплохо, когда вся нужная информация находится в зоне досягаемости.

Удобство интерфейса. Сайт должен поражать удобным и понятным размещением функций, сервисов, меню. Как говорит в таких случаях Microsoft управление возможностями сайта должно быть интуитивно понятным. Рекрутер не может тратить рабочее время на заучивание целых томов с инструкциями по пользованию сайтом. Или лихорадочно перемещаться со страницы на страницу в поисках нужной кнопки. Нельзя также забывать о глубинной гуманитарной сути нашей профессии. К сожалению или счастью, характер нашей профессии накладывает определенные ограничения на способности некоторой части рекрутеров по использованию новшеств научно-технического прогресса. Не секрет, что некоторые наши коллеги с трудом ориентируются в сложном и запутанном мире современного Интернета, и поэтому сайт не должен усложнять их жизнь.

Если обобщить, то можно сказать, что размещение вакансий – это не самая приятная и вдохновляющая часть работы рекрутера. Это рутина, которая требует в основном внимательности и аккуратности. Поэтому для рекрутера важно, чтобы сайт по возможности облегчал эту работу.

Большинство высказанных пожеланий по удобству работы в той или иной мере учтено на сайтах нового поколения. И теперь самое время дать сравнительную характеристику некоторым из них. Повторюсь еще раз. Мое исследование основано на личном опыте, поэтому я характеризую только те сайты, с которыми сталкивалась.

Сайты для сравнения (сайты представлены в случайном порядке):
Смотри таблицу на фоторграфии1!




Таким образом, на мой взгляд, рынок рекрутинговых сайтов претерпевает изменения. Появляются новые ресурсы с усовершенствованным набором функций и возможностей. В статье проанализированы функциональные особенности некоторых из них с точки зрения удобства использования для рекрутеров (специалистов по подбору персонала). Я не рассматривала, насколько удобным является использование сайтов для соискателей, и не сравнивала стоимость услуг по размещению вакансий. Возможно, ваши оценки рекрутинговых сайтов не совпадут с моими. В любом случае каждый из нас выбирает свои способы и инструменты. Хорошо, что в данный момент у нас нет недостатка в полезных интернет-ресурсах, связанных с поиском работы. Пусть будет больше рекрутинговых сайтов, хороших и разных!
Автор: Ващенко Людмила
Для просмотра в полный размер кликните на изображении
Другие статьи по данной тематике:
1. Конференция «Поиск будущего» - разрабатываем стратегию всей компанией
2. Методы проведения больших групп для Создания Будущего
3. Как провести опрос сотрудников компании
Все статьи по теме Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)
 Все тематики  Инструменты системы управления персоналом (в помощь HR-у)
Работа в Украине с POSADA.com.ua
Вакансии. Работа в Киеве, в Харькове, в Донецке, в Одессе, в Днепропетровске, во Львове

Рекрутинговые
сайты




{aaa1}


19/03/2017: Санкции против российских банков
28/02/2017: Компания SpaceX анонсировала туристический полет вокруг Луны
27/02/2017: Представлена новая Nokia 3310
27/02/2017: Apple, Microsoft и PayPal объединились в борьбе с Трампом
24/02/2017: NASA обнаружили 7 планет, похожих на землю
другие новости...

{aaa2}